Организации как открытые системы

Сложный характер российских рыночных реформ изменил акценты в современном подходе к управлению организациями. Бюрократические, авторитарные и технократические инструменты руководства в условиях дефицита времени, информации и людей оказались по большей части неэффективными. Современные теории гуманного управления не что иное, как попытка вернуться к гармоническому способу существования, основанному, прежде всего, на развитии личности и определении ее места в мире.

Организация - это одно из самых древних общественных образований на Земле. Так, по сведениям археологов, при раскопках древнего Шумера (существовавшего ок. 3 тыс. лет до н.э.) были найдены глиняные таблички, на которых записаны сведения о коммерческой деятельности организованных групп людей.

Развитие организаций шло медленно, постепенно накапливался опыт их создания, появлялись известные в мире заводы, фабрики; талантливые руководители, фабриканты, заводчики и т.д. Постепенно расширялся состав общественных организаций. Первый научный подход к анализу организаций и процессу управления ими приписывают Фредерику Тейлору (США), который в 1911 г. опубликовал книгу «Принципы научного управления». С этого времени устойчивый общественный интерес к управлению социальными системами способствовал развитию всех направлений научных исследований в данной сфере, в том числе и организаций.

Основные возможности современной организации связаны с использованием внутренних резервов: изменением внутренних резервов, изменением структуры управления, построением модели организационного поведения, развитием персонала и активизацией его трудового сознания (мотивация на основе высших потребностей и составляющих личности).