Методы оценки деловых и личных качеств руководителей и специалистов и их сравнительная характеристика

Под деловой оценкой понимают процедуру, проводимую с целью выявления степени соответствия определенным требованиям личностных качеств сотрудника, количественных и качественных результатов его деятельности.

Задача деловой оценки сотрудника состоит в выявлении его трудового потенциала, степени его использования, соответствия сотрудника занимаемой должности, его готовности занять другую конкретную должность.

Деловая оценка непосредственно связана с повышением эффективности хозяйственной деятельности организации, так как по результатам появляется следующая возможность:[16, c.64]

совершенствования расстановки кадров путем реализации планов кадрового резерва;

выявления направленности повышения квалификации сотрудников;

стимулирования трудовой деятельности персонала за счет более полного учета результатов труда в системе материального вознаграждения;

совершенствования форм и методов работы руководителей и специалистов;

формирования положительного отношения к труду, повышения степени удовлетворенности работой.

Деловая оценка направлена на решение следующих управленческих проблем: [13, c.65]

подбора кадров (оценки квалификации и личностных качеств претендентов);

определения степени соответствия занимаемой должности (аттестации сотрудников, анализа рациональной расстановки кадров, оценки полноты и четкости исполнения должностных обязанностей, оценки сотрудников после прохождения испытательного срока или стажировки);

улучшения использования кадров (определения степени загрузки сотрудников и использования их квалификации, совершенствования организации управленческого труда);

выявления вклада сотрудника в результаты труда (организации поощрения и установления меры взыскания);

продвижения сотрудников и выявления необходимости повышения квалификации (прогнозирования продвижения, формирования резерва кадров, отбора сотрудников для выполнения ответственных заданий, выявления направленности и разработки программ повышения квалификации);

• совершенствования структуры аппарата управления (обоснования численности и структуры кадров по должностям, уточнения должностных инструкций);

• совершенствования управления (совершенствования стиля и методов, повышения ответственности и укрепления взаимосвязи руководителей и подчиненных).

С системой оценки персонала тесно связаны многие понятия производственной практики, такие, как мотивация, системы заработной платы и премирования, планирование карьеры, повышение квалификации, кадровое регулирование.

Существуют три основных, традиционно применяемых блока методов оценки персонала: оценка по деловым качествам (балльная и небалльная, т. е. оценка на основе выбора вариантов качеств, которые наиболее соответствуют личности оцениваемого); оценка по результатам деятельности, в частности по степени выполнения задач с учетом их значимости; система тестовых методов оценки [16, c.66].

. Оценка по деловым качествам. Общепризнанно, что любой специалист по управлению должен обладать рядом обязательных деловых качеств:

знанием производства, его технических и технологических особенностей, современных направлений развития;

Перейти на страницу:
1 2 3 4