Сущность и виды аттестации

Алгоритм аттестации, в частности, предполагает:

) выявление достижений и проблем работников в истекшем периоде;

) определение их сильных и слабых сторон, а также качеств (знаний, способностей, типа поведения и проч.), влияющих на выполнение служебных обязанностей, и степени их соответствия требованиям должности (рабочего места);

) выдачу рекомендаций о преодолении имеющихся расхождений, способах поощрения (наказания), должностных перемещениях, повышения квалификации и развитии.

Задачи аттестации могут быть явными и неявными.

К явным задачам аттестации относится:

- установление в официальном порядке пригодности данного сотрудника к выполнению той или иной работы;

- определение его места в организационной структуре, уточнение служебных обязанностей и взаимосвязей;

- контроль над успешностью выполнения поставленной задачи;

- поиск имеющихся резервов повышения эффективности труда;

- выявление недостатков и потенциальных возможностей работников, его ценностей и ожиданий;

- конкретизация вознаграждения;

- планирование должностных перемещений и карьеры сотрудников;

- получение необходимой информации о персонале и проведение его диагностики;

- внедрение новых моделей стимулирования;

- создание благоприятных условий для развития персонала, повышение квалификации и профессионального обучения, творчества;

- совершенствование структуры аппарата, организации труда, культуры управления и кадровой политики;

- определение стандартов деятельности и критериев оценки (на подготовительном этапе);

- выявление «болевых точек»;

- определение ценности сотрудников не только для подразделения/группы, но и для организации;

- обоснование принятие управленческих решений, особенно связанных со стратегическими задачами организации и процессом внедрения изменений;

- внедрение новых моделей оценки, стимулирования и проч.

Неявные задачи аттестации:

- выполнение требования вышестоящего руководства;

- придание веса принятым прежде кадровым решениям;

- знакомство руководителя с сотрудниками;

- разрушение круговой поруки, существующей в коллективе;

- активизация работы;

- возложение формальной ответственности за расстановку кадров на аттестационную комиссию и проч.

При подготовке к аттестации необходимо определить:

- какие результаты надо получить;

- есть ли опыт проведения аттестаций и каков он;

- каково соотношение модели аттестации и организационной культуры;

- существуют ли необходимые стандарты;

- какие документы регламентируют деятельность работников;

- могут ли сами руководители провести аттестацию;

- как встретят аттестацию работники; какими ресурсами располагает фирма для ее проведения.

К процедуре аттестационной оценки предъявляются следующие требования:

- объективность (независимость от частного мнения);

- надежность (свобода от влияния ситуации и субъективных факторов), что зависит от четкого определения предмета, отбора параметров, качества и квалификации экспертов, справедливости подхода, отсутствия внешнего давления;

- достоверность результата;

- ориентированность на перспективу;

- комплексность;

- доступность информации о критериях и результатах, понятность;

- учет особенностей проводимой кадровой политики.

Аттестацию необходимо рассматривать как комплексную процедуру, направленную на выявление перспектив использования потенциала работников и мотивирования к более эффективной работе. Главное назначение аттестации - не столько контроль за исполнением (хотя это тоже очень важно), сколько выявление резервов работников. Поэтому целью аттестации должно стать подтверждение квалификации персонала, стимулирование индивидуального профессионального их роста.

Внедрение аттестации в практику управления персоналом перестраивает его деятельность, способствуя появлению новых направлений и видов работы, существенно расширяя ее рамки. Все это предполагает особое место и роль аттестации в работе с персоналом.

Рисунок 2 иллюстрирует связь аттестации с другими направлениями кадровой работы.

Рис. 2. Место аттестации в системе работы с персоналом

Различают четыре вида аттестации служащих (руководителей, специалистов и других служащих): очередная аттестация; аттестация по истечении испытательного срока; аттестация при продвижении по службе; аттестация при переводе в другое структурное подразделение.

Очередная аттестация является обязательной для всех и проводится не реже одного раза в два года для руководящего состава и не реже одного раза в три года для специалистов и других служащих.

Аттестация по истечении испытательного срока проводится в целях выработки обоснованных рекомендаций по использованию аттестуемого работника на основе результатов его трудовой адаптации на новом рабочем месте. Целью аттестации при продвижении по службе является выявление потенциальных возможностей работника и уровня его профессиональной подготовки для занятия более высокой должности с учетом требований нового рабочего места и новых обязанностей. Аттестация при переводе в другое структурное подразделение необходима в тех случаях, когда происходит существенное изменение должностных обязанностей и требований, предъявляемых новым рабочим местом.

Перейти на страницу:
1 2 3 4