Формы и способы товародвижения

Товародвижение - транспортировка товаров от места их производства до места потребления.

Основные принципы товародвижения:

- оптимальная звенность товародвижения;

- эффективность использования транспортных средств;

- эффективность использования торгово-технологического оборудования;

- сокращение количества операций с товаром [2, с. 54].

Существует такое понятие как складская звенность, т.е. количество складов, через которые проходит товар на пути его движения от производства до потребителя. Например: товар со склада производителя транспортируется на склады выходных баз, потом - на торгово-закупочные базы, затем товар транспортируется на склады торговых баз, потом на склады предприятия общественного питания.

При такой схеме товар проходит не менее чем через четыре склада, что может привести к ухудшению качества товара. Такая форма снабжения называется складской. При складской форме поставок обеспечивается лучшая комплектность поступающего сырья и товаров.

Транзитная форма снабжения предполагает прямые связи «поставщик - предприятие», минуя промежуточные оптовые базы [4, с. 49].

Для скоропортящихся, а также для крупногабаритных товаров (мука, сахар, макаронные изделия и т.д.) используется транзитная форма, для нескоропортящихся - складская, а в большинстве случаев применяется смешанная форма снабжения.

Доставка продуктов ведется централизованным и децентрализованным способами. Централизованная доставка товаров на предприятия осуществляется силами и средствами поставщиков. При централизованной доставке предприятие освобождается от необходимости иметь свой транспорт.

При децентрализованной доставке вывоз товаров от поставщиков обеспечивает непосредственно само предприятие, используя свой транспорт [4, с. 50].

Со способами доставки тесно связаны и маршруты завоза продуктов.

Маршрут завоза - путь перевозки товара от места его отправки до объекта общественного питания. Разработка оптимальных маршрутов централизованной доставки способствует более эффективному использованию транспортных средств, ускорению доставки товаров на объекты общественного питания, снижению издержек, связанных с перевозками.

Для составления маршрута завоза необходимо подготовить карту-схему района, обслуживаемого поставщиком, с нанесением дислокации объектов снабжения, расстояний и дорог, соединяющих поставщика с сетью.

Маршруты разрабатываются в зависимости от грузоподъемности используемых автомобилей - вначале для объектов общественного питания, объем завоза в которые больше или кратен грузоподъемности автомобиля. В этом случае товары доставляются одним или несколькими полностью загруженными автомобилями. Такие маршруты называются соответственно лучевыми и маятниковыми, которые показаны на рисунке 1 и 2 [3, с. 67].

Рисунок 1 - Лучевой маршрут завоза товаров

Примечание - Источник: [3, с. 67]

Рисунок 2 - Маятниковый маршрут завоза товаров

Примечание - Источник: [3, с. 68]

Для организаций питания, объем поставки в которые меньше грузоподъемности автомобиля, товары могут завозиться кольцевым или зонно-кольцевым завозом (см. рисунок 3 и 4), с таким расчетом, чтобы объем поставки обеспечивал полное использование грузоподъемности.

Примечание - Сплошными стрелками показано движение автомобиля с грузом, а прерывистыми - порожнего.

Рисунок 3 - Кольцевой маршрут завоза товаров

Примечание - Источник: [3, с. 68]

Рисунок 4 - Зонно-кольцевой маршрут завоза товаров

Примечание - Источник: [3, с. 68]

При децентрализованной доставке продукты завозятся на предприятие только линейными (маятниковыми) маршрутами, а при централизованной - завоз продуктов осуществляется преимущественно по кольцевым маршрутам, т.е. на одной машине товар доставляется на несколько предприятий по кольцу в соответствий с графиком и разработанным маршрутом.

Перейти на страницу:
1 2