Содержательный потенциал, правовой контекст и виды инновационной деятельности за рубежом

Инновационная деятельность, как правило, характеризуется достаточно высокой степенью неопределенности и риска, поэтому важными принципами системы финансирования инноваций являются множественность источников финансирования (пакет инструментов финансирования), гибкость и адаптивность к быстро меняющейся, турбулентной среде инновационных процессов.

Анализ мировой практики нормативного правоведения регулирования инновационной деятельности указывает на необходимость тесной увязки нормативно-правовой базы с государственной инновационной политикой; акценты законотворческой деятельности на частноправовое регулирование, стимулирование инновационных процессов в реальном секторе и свидетельствует о существовании двух основных подходов к решению данного вопроса [15].

Первый подход характерен для большинства стран СНГ. Его отличительными чертами являются:

- акцент законотворческой деятельности на сугубо вертикальном аспекте: государство - субъекты инновационной деятельности;

- регулирование инновационной деятельности средствами и методами публичного права, прежде всего, нормами административного права, которые устанавливают взаимоотношения органов исполнительной власти и хозяйствующих субъектов.

Логическим следствием данного подхода является принятие профильного закона, предмет которого тесно связан с мероприятиями государственной политики в инновационной сфере. Как правило, в таком законе формулируются цели и приоритеты инновационной политики; вводится в правовой оборот базовая терминология; регламентируются правовой статус и конечные цели субъектов инновационной деятельности и субъектов, опосредующих деятельность в сфере управления; определяются правовые, экономические и организационные основы государственного регулирования инновационной деятельности; устанавливаются формы стимулирования государством инновационных процессов. В частности, базисные законы об инновационной деятельности уже приняты в ряде стран СНГ: Армении, Кыргызской Республике, Республике Казахстан, Украине.

Второй подход типичен для промышленно развитых стран. Основную роль в стимулировании инновационной деятельности здесь играют нормативные правовые акты, регулирующие частноправные, «горизонтальные» отношения между субъектами инновационной деятельности. Как правило, подобные нормативные правовые акты сводятся к следующим ключевым вопросам:

- стимулирование вовлечения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности;

- развитие исследовательской и технологической кооперации (как между государственным и частным сектором, так и межфирменной);

- поддержка малого и среднего инновационного предпринимательства.

В рамках данного подхода, основными направлениями деятельности государства по стимулированию инновационных процессов являются:

· нормативное правовое обеспечение выполнения научных исследований и разработок прикладного характера, оформление инфраструктуры их государственной поддержки, развитие системы высшего профессионального образования и специальной подготовки кадров, создание систем финансирования конкретных проектов;

· стимулирование инновационного предпринимательства при помощи налоговых инструментов, механизмов бюджетного финансирования, государственно-частного партнерства и т.п.

Как правило, основное внимание при этом уделяется:

· формированию институциональной среды, благоприятствующей инвестиционной привлекательности инновационных проектов;

· либерализации политики в области использования результатов интеллектуальной деятельности, финансируемых из бюджета;

· содействию ускоренной передаче полученных результатов интеллектуальной деятельности в промышленность;

· расширению организационно-правовых предпосылок для использования различных форм кооперации между государственными и частными организациями, как внутри самой научной сферы, так и между наукой и промышленностью;

· поддержке малого и среднего научного и инновационного бизнеса.

Инструментами реализации государственной политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности и высокотехнологичных производств в промышленно развитых странах являются разнообразные национальные программы, в которых обычно формулируются задачи и конкретные пути их решения с четкими количественными ориентирами.

В качестве примеров таких программ можно назвать разработанные правительством Великобритании национальную долгосрочную «Стратегию развития науки и инноваций на 2004-2014 гг.» (Science&Innovation Investment Framework 2004-2014) и Белую книгу «Инновационная нация» (Innovation Nation White Paper, 2008), французские «План по развитию инноваций» (2003) и «Общенациональную программу действий в области научно-технологического развития» (2005), американскую программу «Национальная инициатива по конкурентоспособности: мировое лидерство по инновациям (2006), японский третий план развития науки и технологий на 2006-2010 гг.

Перейти на страницу:
1 2 3 4