Власть в организации

Общий признак власти - влияние на поведение людей в нужном для источника власти направлении и, как считал М. Вебер, преодоление их сопротивления. В организации власть имеет три значения:

1. “власть-качество” - это то, чем располагают субъекты организации, т.е. средства, позволяющие целенаправленно воздействовать на других субъектов организации.

2. “власть-действие” - это направленное воздействие, т.е. совокупность специфических действий и процедур, составляющих процесс.

. “власть-отношение” - это отношения между “верхними” и “нижними” субъектами организации. Упорядоченная совокупность таких отношений, закрепленных и поддерживаемых нормами и правилами, образует систему или структуру власти в организации.

С методологической точки зрения, все три значения составляют содержание многомерного понятия “власть в организации” и образуют следующую смысловую конструкцию.

Отношения и система власти появляются при наличии и на основе властных качеств и властных действий субъектов.

Власть-качество.

Для формальной власти, или власти “по должности” власть-качество зафиксирована в статусах субъекта в формальных структурах директивного управления. Например, для менеджера - это комплексы его формальных обязанностей и полномочий.

По аналогии, неформальная власть-качество субъекта определяется его статусами в неформальных образованиях организации. Это авторитет. Авторитет различается по силе: наивысший авторитет у лидера неформальной группы, низший у аутсайдера. Для завоевания авторитета необходимы определенные качества личности (воля, характер), которые определяют особые отношения лидера с другими участниками группы.

Власть-действие.

Формальные властные действия субъекта также определяются его формальными статусами, определяющими границы его компетенции в области санкций. Стандартные действия - это приказы, распоряжения, контролирующие процедуры.

Неформальная власть-действие включает в себя те акции, которые считаются допустимыми в группе, начиная от проявления уважения, поддержки, одобрения и кончая организацией группового давления, оскорблением и даже применением физического воздействия.

Власть-отношение.

Она включает в себя все множество отношения и власти и подчинения. В своей совокупности они образуют формальную и неформальную структуру власти (структуру директивного управления). Формальный вариант власти-отношения называется субординацией. Неформальный - отношения организационного согласия.

Представленные аспекты организационной власти помогают лучше понять суть целого ряда проблем организационного поведения и практического менеджмента, которые связаны с исполнением директив власти.