Действия власти

Теперь необходимо рассмотреть проблемы, связанные с действиями власти. Эффективность действий власти оценивается по тому, насколько точно исполняются приказы, распоряжения и т.д. Известный американский практик и теоретик менеджмента Ч. Барнард приводит 4 условия, которые необходимы для того, чтобы приказы исполнялись:

· Исполнитель способен понять и реально понимает приказ;

· В рассматриваемый отрезок времени, когда исполнитель принимает решение, подчиниться или нет, он верит в то, что это не противоречит вышестоящим целям организации;

· В этот же отрезок времени он верит в то, что это в основном совместимо с его личным интересом;

· Исполнитель способен умственно и физически выполнить приказ.

На деле такие условия часто нарушаются. На способность понимать и воспринимать приказ часто влияет плохая вербализация приказа. Причиной может быть как некомпетентность менеджера, так и то, что он отдает распоряжение лишь с целью усиления и поддержания своей власти. Барнард считал, что проблема решается путем расширения и укрепления штабных структур и свободных коммуникаций. Иногда приказы могут противоречить целям организации и моральным ценностям. Показательно, что исполнители по-разному реагируют на “несовместимые” приказы. Чем ниже статус исполнителя, тем спокойнее он относится к несовместимости, поскольку несет меньше ответственности. Выполнение приказа может сорваться из-за того, что совместимость с личным интересом и способность выполнить приказ могут войти в противоречие.

Несмотря на то, что в организациях нарушаются условия выполнения приказа, существуют области безусловно выполняемых директив. То, что находится в этой зоне, выполняется всегда и является основой устойчивого контакта человека с организацией. Такие зоны Барнард назвал зонами индифферентности, они определяются устойчивыми ролевыми ожиданиями и стабильным ролевым поведением. Это все то, что характеризуется исполнителями как “обычная работа”, “привычный круг обязанностей”. Менеджеру, начинающему работать в новом коллективе, знание таких зон особенно необходимо, поскольку в первое время они являются едва ли не единственной опорой в их руководящей работе. Размер зоны индифферентности зависит от степени вовлеченности работника в организационные процессы. Чем она больше, тем шире зона. Определение ее границ производится методами наблюдения и опроса.

Проблема зон индифферентности органически связана с проблемой вовлеченности работников в процессы организации. Степень вовлеченности исследовал А. Этциони в своей теории подчинения. Эта степень зависит от ряда факторов:

· Силовых и экономических санкций и полномочий власти;

· Того, как полномочия власти учитывают потребности индивидов;

· В какой степени полномочия власти учитывают эффект группы;

· Распределения полномочий “по вертикали” и “по горизонтали”.

Определение степени вовлеченности связано с тем, какие отношения власти и подчинения существуют в организации.

Отношения власти и подчинения

От взаимоотношений власти и подчинения зависит не только вовлеченность, но также и организационное согласие. В теории власти и подчинения А. Этциони выделяются три типа или режима власти и подчинения в зависимости от того, какие средства используются в качестве санкций: насильственная, или принудительная власть, власть вознаграждающая и власть нормативная.

Насильственная власть

манипулирует физическими средствами (физической силой, свободой передвижения, питанием и др.), т.е может усиливать или ослаблять применение соответствующих действий.

Вознаграждающая власть

использует финансовые и различные материальные вознаграждения: зарплату, премии, комиссионные или услуги (может давать или частично лишать).

Нормативная власть

применяет силу убеждения, одобрения или осуждения, а также использует символические награды (дает ил удерживает их).

Поскольку власть и подчинение в той или иной мере существуют во всех организациях, их соотношение может играть роль классификационного принципа организаций. Типология организаций А. Этциони определяет организации с преимущественно насильственной властью - “принудительные организации” (пенитенциарные учреждения ); организации с преимущественно вознаграждающей властью - “утилитарные организации” (бизнес-организации); и организации с преимущественно нормативной властью - “нормативные организации” (церковь, образовательные учреждения). Кроме того, в некоторых организациях все эти три типа могут существовать одновременно.

Перейти на страницу:
1 2