Понятие и виды нормирования труда на предприятии

Нормирование труда - один из ключевых элементов управления компанией. Нормы труда определяют производственную мощность предприятия и его структурных подразделений, выступают основой для оперативного планирования, расчета численности персонала и размеров оплаты труда.

В процессе развития нормирования труда сформировался ряд так называемых инженерных методов, которые позволяют решать важные и сложные задачи повседневной практики предприятий.

На практике применяются различные виды норм.

Норма времени - количество затрат рабочего времени на выполнение единицы работы (продукции) работником, или группой работников в заданных организационно-технических условиях.

Норма выработки - количество единиц работы (продукции), выполняемой в единицу времени работником, или группой работников в заданных организационно-технических условиях.

Норма численности - количество работников, выполняющих определенный объем работ за установленный период времени в заданных организационно-технических условиях.

Норма обслуживания - количество производственных объектов, которые работник, или группа работников обслуживают в заданных организационно-технических условиях.

Независимо от вида используемой нормы, на самом деле нормируются затраты рабочего времени на выполнение той или иной работы, а выбор вида используемой нормы - это вопрос удобства и простоты использования.

Например, нормы времени удобны, понятны, легки в применении, обычно достаточно точны, поэтому они завоевали популярность и широко применяются. Но при нормировании быстротекущих повторяющихся процессов использование норм времени может оказаться неудобным. В этом случае целесообразнее использовать нормы выработки. Допустим, что норма времени на деталь составляет 0,00040 чел.-ч/шт. Согласитесь, в этом случае куда понятнее и удобнее оперировать нормой выработки на ту же деталь в 2,5 тыс. шт./ч.

Норма обслуживания является аналогом нормы выработки, но применяется для нормирования работ по обслуживанию производства. Для таких работ может использоваться, и норма времени, часто называемая нормой времени обслуживания.

Также часто используются нормы управляемости, устанавливающие количество подчиненных, которыми может и должен управлять руководитель. Эти нормы можно выделять в отдельный вид, но в общем случае, норма управляемости - частный случай нормы обслуживания.

Нормы труда могут разрабатываться предприятиями и организациями для собственного использования (местные нормы) или - специализированными организациями (научно-исследовательские институты, станции по труду и т. п.) для использования в пределах отдельных отраслей (отраслевые нормы) или экономики страны в целом (межотраслевые нормы).

С одной стороны, межотраслевые и отраслевые нормы объединяют опыт многих предприятий, для их разработки зачастую применяются сложные и трудоемкие научные методы, да и сотрудники специализированных НИИ имеют больше опыта и знаний, чем специалисты по нормированию на обычном предприятии. С другой стороны, отраслевые или межотраслевые нормы могут не в полной мере соответствовать тем условиям, оборудованию и технологии работы, которые характерны для данного предприятия.