Понятие качества и его сущность

Качество

- степень соответствия присущих характеристик (физических, органолептических, этических, временных, эргономических, функциональных) собственных или присвоенных, качественных или количественных потребностям или ожиданиям, которые установлены и обычно предполагаются или являются обязательными.

Качество - понятие многоплановое. Как же понять и оценить качество товаров (продукции) и услуг? Подход к понятию качества может быть разным:

· Подход потребителя - качество товаров определяет потребитель. Высококачественными считаются продукция или услуги, которые в большей степени удовлетворяют интересы и запросы потребителя. Данный подход определяется как «пригодность к использованию».

· Подход производителя - определяется как «соответствие требованиям». Технология определяет характеристики продукции, и чем больше производственный процесс может обеспечить соответствие предъявляемым требованиям, тем выше качество продукции. Этот подход предложил Кросби. Он отстаивал позицию «нуль дефектов» - желаемая и достижимая цель. Признавая, что совершенствование качества путем повышения уровня контроля приведет к росту себестоимости, он настаивал, что путь достижения нуль дефектов - совершенствование методов предупреждения. Им предложены четыре постулата:

1. качество означает соответствие требованиям; требования должны быть точно определены, и каждый должен знать, что ожидается от него;

2. качество следует из предупреждения; предупреждение - результат обучения, дисциплины, личного примера и лидерства;

. стандарт качества - нуль дефектов, ошибки не допускаются;

. мера качества - цена несоответствия [3, c. 20].

Стоимостной подход - данный подход подразумевает элемент стоимости. Качество - степень безупречности продукции, обладающей приемлемой ценой и несущей стоимость контрольных процедур. С философской точки зрения качество - это объективно существующая совокупность черт и характеристик изделия, которая определяет изделие как таковое и отличает его от другого.

Качество

как категория управления - интегральное понятие, которое характеризует эффективность всех сторон жизнедеятельности предприятия от процесса разработки стратегии, маркетинга и далее включая все этапы жизненного цикла продукта или услуги.

В соответствии с международным стандартом ИСО 9000:2000 качество

- это совокупность свойств и характеристик продукции, которые придают ей способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Международный стандарт определяет качество

как совокупность характерных свойств, формы, внешнего вида и условий применения, которыми должны быть наделены товары для соответствия своему назначению. Все эти элементы определяются требованиями к качеству, которые воплощены на этапе проектирования в технической характеристике изделия, в конструкторской документации и технических условиях, предусматривающих качество сырья, конструктивные размеры, сочетание оттенков, глянец и т.д. [14, c. 5].

Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношения между производителями и потребителями продукции. Иными словами, стандарты ИСО - жесткая ориентация на потребителя. При этом речь идет о культуре производства. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1).

Рис. 1 Пирамида качества

Наверху пирамиды находится TQM - всеохватывающий, тотальный менеджмент качества

, который предполагает высокое качество всей работы для достижения требуемого качества продукции. Прежде всего, это работа, связанная с обеспечением высокого организационно-технического уровня производства, надлежащих условий труда. Качество работы включает обоснованность принимаемых управленческих решений, систему планирования. Особое значение имеет качество работы, непосредственно связанной с выпуском продукции (контроль качества технологических процессов, своевременное выявление брака). Качество продукции является составляющей и следствием качества работы. Здесь непосредственно оценивается качество годной продукции, мнение потребителя, анализируются рекламации.

Перейти на страницу:
1 2 3