Сущность коммуникации

Как было подчеркнуто в предыдущем параграфе, деятельность организации невозможна без коммуникационного процесса, происходящего внутри нее. Именно этому аспекту необходимо уделять много внимания, чтобы деятельность компании была успешной.

В.П. Конецкая считает, что под коммуникацией следует понимать социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях межличностного и массового общества по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств.

К. Черри пишет, что коммуникация это социальное объединение индивидов, осуществляемое с помощью языка или знаков, установления общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности. Как мы видим, в этом определении появляется новый аспект: коммуникация помогает достичь цели, поставленные коммуникаторами.

Э. Роджерс дает понятию коммуникации следующее определение: «Коммуникация - это процесс, посредством которого некоторая идея передается от источника к получателю с целью изменить поведение последнего».

Таким образом, стоит отметить, что коммуникации имеют следующее назначение - изменение поведения и достижение целей.

Б.З. Мильнер отмечает, что в рамках коммуникационного процесса, происходящего внутри организации, руководители развивают систему предоставления информации большому числу людей внутри нее и отдельным индивидуумам и институтам за ее пределами. Благодаря этому организация получает всю необходимую информацию на всех уровнях управления.

Как было подчеркнуто выше, коммуникации - это процесс. Рассмотрим, в чем он заключается.

И.П. Яковлев выделяет следующие элементы коммуникации:

· Источник (коммуникант) - посылает сообщения;

· Код - правила, по которым сочетаются знаки, выражающие содержание;

· Каналы - носители сообщения;

· Реципиент - получатель информации;

· Обратная связь - реакция на сообщение;

· Шумы - помехи у коммуникаторов, вызываемые внешней средой (гул в помещении), физическими повреждениями (глухота), психологическими проблемами и т.д.

Коммуникационный процесс происходит следующим образом. Обмен информацией начинается с тщательного обдумывания и формулирования идеи или отбора информации. Прежде чем передать информацию, отправитель должен с помощью символов закодировать ее, использовав слова, интонации, жесты. Такое кодирование превращает идею в сообщение.

Затем коммуникант использует определенный носитель сообщения для его доставки получателю. Последним этапом является декодирование - перевод символов отправителя в мысли получателя. Получатель сообщения преобразует слова, символы, действия в свои мысли. После чего роли сторон меняются. Между ними формируется взаимный информационный поток, реакция каждой стороны выражается в обратной связи на сообщение. В этом случае стоит говорить о том, что происходит двусторонний коммуникационный процесс.