В зависимости от того, частью какого социального взаимодействия является человек в данной ситуации, выделяются следующие виды коммуникаций:
. Межличностная коммуникация. Предполагает непосредственный контакт людей - лицом к лицу, тет-а-тет. Важная сторона этого вида коммуникаций это передача эмоций, которые возникают на основе определенных чувств, рождающихся у людей по отношению друг к другу. Данный вид коммуникации подразделяется на:
· Формальные. Определяются организационной структурой предприятия, взаимосвязью уровней управления и функциональных отделов;
· Неформальные коммуникации. Типичная информация, передаваемая в рамках данного вида коммуникаций: изменения в структуре организации, предполагаемые меры по ужесточению контроля, грядущие повышения или понижения, информация о личных пристрастиях руководителей.
. Групповая коммуникация имеет место быть в случаях общения малых групп (от 3 до 20 человек). Данному виду коммуникаций характерно:
· Руководство группой;
· Процесс принятия группового решения;
· Формирование структуры коммуникации в группе.
Ф. Джефкинс выделяет следующие виды коммуникаций в организации:
. Внешние коммуникации, распространяющиеся за рамки организации;
. Внутренние коммуникации, которые осуществляются в рамках самой организации.
В зависимости от структуры управления, принятой в организации выделяются:
· Горизонтальные - между лицами одинакового статуса или уровня в социальной иерархии. Например, между заместителями главы компании, членами совета директоров фирмы;
· Вертикальные - коммуникации между людьми, стоящими на различных ступеньках социальной иерархии.
Кроме того, выделяют диагональные коммуникации, которые осуществляются сотрудниками отделов и подразделений различных уровней иерархии. Они применяются в ситуациях, когда коммуникации работников организации другими способами затруднены.
|