Этапы подбора, отбора, найма и обучения персонала

Важнейшие направления изучения внутреннего рынка труда представлены в таблице 1:

Таблица 1

Анализ внутреннего рыка труда

Направления анализа

Инструментарий

Структура персонала, в т.ч. численность, квалификационная структура, группы сотрудников по стажу работы в организации, группы сотрудников по потенциалу развития, группы сотрудников по ролевому статусу в организации и ее подразделениях

Постоянные и переменные данные учета и статистики персонала. Информация о результатах обучения персонала. Деловая оценка (аттестация) персонала

Структура развития персонала

Планирование потребности в персонале, планирование замещения вакансий, планирование мероприятий по развитию персонала

Организационная структура, в т.ч. формальная иерархия, неформальные структурные группы

Схемы организационных структур, органиграммы, диаграммы выполнения функций, диаграммы коммуникационных связей, опросы сотрудников и руководителей

Организация труда, в т.ч. расстановка персонала, рабочие места и их взаимосвязи

План должностей и рабочих мест (штатное расписание), описание работ и должностей (должностные инструкции), диагностика рабочих мест, опросы сотрудников

Культура управления, в т.ч. стиль руководства, социально-психологический климат, удовлетворенность трудом

Методы эмпирических социальных исследований, работа с высвобождаемыми сотрудниками

Мотивационные установки

Опросы сотрудников, групповые дискуссии, анализ применения теорий мотивации

Анализ внешнего рынка труда направлен на выявление:

· структуры рынка труда (секторная, региональная структура, возрастная, квалификационная, профессиональная структуры);

· мобильности рабочей силы;

· поведения конкурентов на рынке труда;

· стоимости рабочей силы.

Анализ кадровой ситуации в регионе особенно важен на стадии формирования организации и существен прежде всего для целей проектирования и бизнес-планирования. Главный результат анализа - выделение сегментов рынка рабочей силы в регионе.

Необходимо собрать и проанализировать информацию об:

- основных профессионально-возрастных группах;

- региональном рынке профессий;

- уровне оплаты труда по категориям;

- уровне занятости по категориям;

- учебных заведениях, выпускающих и переподготавливающих специалистов;

- демографической ситуации и демографическом прогнозе;

- национальных и культурных особенностях жителей региона.

Основными методами сегментирования рынка являются факторный и кластерный анализ.

Факторный анализ сегментирования рынка заключается в разделении рынка труда в зависимости отряда факторов (критериев):

· географический (регион, город, район, численность)

· демографический (возраст, пол, семейное положение, национальный состав),

· экономический (уровень образования, профессиональная принадлежность, деление по отраслевой структуре, уровню доходов, трудовому стажу),

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7