Исследование путей повышения качества продукции ОАО Мозырский нефтеперерабатывающий завод

Категория качества продукции - одна из сложнейших, с которой человеку приходится иметь дело. Коренная перестройка хозяйственного механизма, повышение роли конкурентоспособности связана с его переориентацией с количественных на качественные факторы роста, на полное удовлетворение потребностей. К категории качества продукции обращаются при выборе продуктов для удовлетворения как производственных, так и личных потребностей, при планировании производства и оценке его результатов, при организации труда, определении его сложности и эффективности, при создании новых изделий, будь то продукция технического назначения, товары народного потребления или объекты строительства.

К понятию качества обращаются и тогда, когда возникает необходимость разобраться с составом и характером свойств создаваемой или изготавливаемой продукции. Качество продукции чрезвычайно многообразно. Оно имеет физическую и техническую сущность, так как продукция содержит вещество природы, измененное трудом человека. Продукции в результате производственной деятельности преданы некоторые технические свойства, связанные с ее полезностью, надежностью и т. п. Качество имеет экономическую составляющую, так как в любом продукте заключено некоторое количество общественно необходимого труда. Продукция носит товарную форму и подлежит экономическому обмену. Качество продукции имеет социальную составляющую, так как определяет значительную часть вещественного мира, удовлетворяющего социальные потребности. Оно влияет на чувственное восприятие и воспитание людей.

Зная противоречивую природу качества, создавая продукцию, стремятся улучшать те или иные свойства продукции, не ухудшая других, то есть изыскиваются способы, обеспечивающие гармонию, равновесие между свойствами. Гармоническое сочетание свойств продукции достигается наилучшим соотношением между различными свойствами и их группами. Здесь следует подчеркнуть, что достижение оптимальной структуры свойств продукции является одной из важных и сложных задач разработки новой продукции и управления качеством.

Качество развивается по своеобразным внутренним законам. Можно выделить две ветви развития качества продукции. Одна направлена на общее развитие качества продукции и отражает историческую тенденцию его роста. С одной стороны, научно-технический прогресс и развитие производства вооружают людей новыми знаниями, средствами труда, и они создают новые виды продукции, улучшают качество той продукции, которая уже производится. Это материальная, генеральная линия роста качества. К ней же относится улучшение качества иного характера, когда, познавая глубже уже имеющуюся продукцию, открывая в ней новые свойства, люди полнее используют объективно существующую природу продукции для удовлетворения новых потребностей. Природа такой продукции не изменяется, но степень ее полезности возрастает.

Второе направление относится к конкретным изделиям и продукции. В процессе хранения, использования, эксплуатации продукция физически ухудшается в абсолютном значении, следовательно, физическое состояние продукции со временем изменяется. Это частная ветвь развития изменения качества.

Четкое понимание сущности качества продукции важно для того, чтобы, сравнивая и сопоставляя между собой различные ее виды, правильно планировать производство и точно оценивать его результаты, проектировать новую продукцию и прогнозировать ее развитие, объективно выявлять потребности, выяснять спрос и решать другие задачи управления качеством продукции.

Важность решения этой проблемы для предприятий Республики Беларусь и послужило причиной выбора темы дипломной работы.

Целью дипломной работы является исследование путей повышения качества продукции ОАО «Мозырский нефтеперерабатывающий завод» (далее - ОАО «Мозырский НПЗ») путем внедрения и развития системы менеджмента качества на предприятии.

Основными задачами исследования являются:

выявить факторы, оказывающие влияние на процесс обеспечения необходимого уровня качества продукции ОАО «Мозырский НПЗ»;

исследовать организацию работ на предприятии в системе качества;

дать рекомендации по развитию системного подхода к решению проблемы улучшения качества на всем жизненном цикле продукции.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ