Зарубежный опыт аттестации руководителей и специалистов

Основные условия, необходимые для успешного проведения оценки «360 градусов»:

сплоченный коллектив, доверительные отношения между сотрудниками;

отсутствие преобладающего авторитарного стиля руководства;

отсутствие выраженной текучести персонала (сотрудники проработали вместе как минимум 1 год);

обеспечение анонимности оценки (уверенность сотрудников в том, что их оценки не будут разглашаться);

предварительная разъяснительная работа с сотрудниками о целях оценки (цель должна быть сформулирована перед началом оценки и донесена до сотрудников; информированность снизит стресс от проводимой оценки и позволит получать более объективные данные);

обязательная обратная связь по итогам оценки (должна проводиться не позднее одного месяца после проведения оценки - в этот период она остается актуальной и значимой для сотрудника);

обязательная реализация решений по итогам оценки (оценка ради самой оценки не имеет смысла, четкий контроль проведения решений позволит сделать оценку инструментом развития персонала);

результаты оценки должны быть направлены на развитие (только так можно будет получать не завышенные результаты оценки, что является основным недостатком в оценке «360 градусов»).

При «360° аттестации» сотрудник оценивается своим руководителем, своими коллегами и своими подчиненными. Конкретные механизмы аттестации могут быть различными (все аттестующие заполняют одну и ту же форму оценки, каждая категория заполняет особую форму, аттестация коллегами и подчиненными проводится с помощью компьютера и т.д.), однако суть этого метода четко отражена в его названии, а именно - получение всесторонней оценки сотрудника [17, c.34].

Нетрадиционные методы аттестации позволяют преодолеть присущие традиционной системе недостатки, однако их использование так же может создавать определенные проблемы для организации. Прежде всего, расширение состава сотрудников, оценивающих аттестуемого, может стать причиной целого ряда конфликтов между ним и его коллегами или подчиненными, связанных с объективностью оценки и восприятием этой оценки как объективной самим аттестуемым. Смещение акцента в сторону потенциала, который достаточно сложно оценить и, самое главное, объяснить оцениваемому человеку, также может стать источником обид и конфликтов. Поэтому новые методы аттестации должны быть тщательно продуманы специалистами и хорошо поняты всеми остальными сотрудниками организации.

Психологические методы оценки являются своеобразной разновидностью нетрадиционных методов аттестации. Профессиональные психологи с помощью специальных тестов, собеседований, упражнений оценивают наличие и степень развития определенных характеристик у сотрудника. В отличие от традиционной аттестации оцениваются не результаты (эффективность работы в занимаемой должности), а потенциал сотрудника. Психологические методы позволяют добиться высокой степени точности и детализации оценки, однако значительные издержки, связанные с необходимостью привлечения профессиональных психологов, ограничивают область их применения. В современных организациях эти методы используются в основном для определения сотрудников с лидерским потенциалом - будущих руководителей. Крупные компании США, Германии создают специальные программы оценки потенциала своих сотрудников с помощью психологических методов, получивших название Центров оценки потенциала (oт английского Assessment Center).

В США при профессиональном тестировании применяются наборы различных методов оценки (табл.1.3.1).

Таблица 1.3.1- Применение инструментов оценки при реализации различных направлений оценки

Наименование инструмента оценки

Направления оценки персонала

Оценка результатов

Оценка знаний и навыков

Оценка поведения

1. Оценочное собеседование

О

П

О

2. Оценочные формы, анкеты

Н

П

П

3. Тестирование профессиональное

Н

П

Н

4. Тестирование психологическое

Н

О

П

5. Сравнение фактических результатов работы с плановыми

П

Н

Н

6. Ранжирование

П

П

П

7. Принудительное распределение

П

П

П

8. Метод критических случаев

П

О

П

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7 8