Развитие любых рыночных структур должно отвечать требованиям, диктуемым новыми условиями хозяйствования:
) иметь широкую рыночную нишу, гарантирующую устойчивый, перспективный спрос на продукцию предприятия на внутреннем и внешнем рынках;
) обеспечивать целесообразное совмещение функций управления, необходимых для устойчивой работы предприятия;
) использовать весь комплекс прав и возможностей для поддержания платежеспособного спроса на продукцию предприятия;
) располагать достаточными активами и обладать необходимой финансовой устойчивостью для привлечения заемных средств на свободном финансовом рынке.
Внешняя среда воспринимается организацией одновременно и как система, содержащая благоприятные для организации параметры, и как система, включающая неблагоприятные факторы. Благоприятные параметры воспринимаются организацией как возможности (развития, повышения эффективности и т. д.), а неблагоприятные как угрозы.
Для изучения состояния организации применяют метод SWOT-анализ. Название метода происходит от слов strengths - weaknesses - opportunities - threats, что в переводе означает: сила - слабости - возможности - угрозы [12, c.64].
Представим исходную информацию для SWOT - анализа ОАО «Мариторгсервис» в табл. 12:
Возможности (О): |
Сильные стороны (S): |
Государственная поддержка малого и среднего бизнеса |
рациональная структура предприятия (главный офис и 5 магазинов) |
Большая доступность ресурсов, наличие постоянных поставщиков |
наличие внутренней кооперации между подразделениями предприятия |
Внедрение информационных технологий в организацию труда |
эффективная система контроля качества потребительских товаров |
Наличие трудоспособного населения на рынке труда |
возможность получения дополнительного дохода за счет сдачи в аренду складских помещений |
Повышение занятости в РМЭ способствует увеличению платежеспособного спроса |
широкий ассортимент продовольственных товаров |
В РМЭ с 1.10.2011г. увеличился МРОТ до 5652руб. |
налаженная система сбыта товаров и услуг |
Высокая привязанность потребителей |
наличие собственных складских помещений |
Основным потребителями широкого спектра продуктовых товаров является группа населения с доходами от 4000руб. до 15000руб., что составляет 18, 67% |
наличие собственной локальной торговой сети |
Естественный прирост населения |
Наличие собственных транспортных средств |
|
наличие квалифицированных специалистов |
|
наличие социального пакета |
|
рост эффективности системы найма, подготовки и продвижения кадров Эффективность найма персонала 2008 2009 2010 -0,303 -0,152 0,004 |
|
компетентное руководство |
|
наличие должностных инструкций |
|
организационно-правовая форма открытое акционерное общество, весь пакет акций принадлежит Федеральному агентству по управлению федеральным имуществом (г.Москва) |
Внешние угрозы (Т): |
Внутренние слабости (W): |
Контроль государства за осуществлением торговой деятельности и установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости. |
сильно изношенные основные средства (машины и оборудование, транспортные средства) |
Государственный контроль над качеством пищевых продуктов |
сильная зависимость от основного собственника компании |
Усиление позиций конкурентов на сегменте рынка продовольственных товаров |
отсутствие средств на изучение потребностей рынка продовольственных товаров |
Увеличение дефицита бюджета РМЭ |
отсутствие возможности расширения рынка сбыта |
Появление на рынке продовольственных товаров потенциального конкурента |
отсутствие СУБД (система управления базы данных), |
Увеличение инфляции на продукты питания |
неиспользование сети интернет |
Низкая платежеспособность спроса основной категории потребителей |
отсутствие автоматических электронных магазинов. |
Снижение процента сельского населения |
отсутствие эффективной система мотивации сотрудников |
Отказ банков в выдаче кредитов |
неэффективная система повышения квалификации. |
Агрессивная политика действующих конкурентов |
неэффективная система оценки качества кадров (не проводятся аттестации) |
Усиление требований поставщиков |
недостаточное внимание социально-психологическим методам управления |
Повышение уровня требований потребителей услуг по аренде складских площадей |
централизация управленческих функций |
|
незначительная доля рынка (1,08%) |
|
недостаточность эффективности рыночных исследований Эффективность рыночных исследований 2008 2009 2010 -0,162 -0,075 0,002 |