Тенденции развития системы финансирования инноваций за рубежом в XXI веке

Также проведенный анализ международного опыта экономических преобразований, осуществляемых государством для роста инновационной составляющей в экономике, позволяет выделить англосаксонскую, европейскую, скандинавскую и азиатские модели инновационного развития (см. рисунок 3.1).

Рис. 3.1. Модели инновационного развития

Преобладающей современной тенденцией во многих развитых странах является сокращение прямого государственного вмешательства в инновационный процесс и развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в инновационной сфере.

Перевод экономики на инновационный путь развития в условиях резкого возрастания числа хозяйствующих субъектов, использующих негосударственную форму собственности, должен предполагать государственное стимулирование их привлечения к участию в научно-инновационных процессах. Государство должно активно формировать, регулировать и поддерживать наиболее эффективные механизмы возникновения, распространения и использования инноваций в экономике, их коммерциализации.

В самом широком понимании ГЧП представляет собой организационный и институциональный альянс государственной власти и частного бизнеса с целью реализации общественно значимых проектов и программ в широком спектре сфер деятельности - от предоставления социальных услуг в масштабах всей страны или отдельных территорий, развития стратегически важных отраслей экономики до проведения крупных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Традиционно важней функцией такого партнерства считается привлечение инвестиций частного сектора в объекты, являющиеся государственной собственностью.

Исходя из опыта стран с развитой экономикой, можно выделить черты ГЧП, отделяющих его проекты от других видов отношений государства и бизнеса, формы реализации ГЧП, а также выгоды от его реализации для государства (см. рисунок 3.2)

Рис. 3.2. ГЧП как приоритетный механизм развития инноваций

Отношения партнерства государства и бизнеса должны быть формализованными. В инновационной сфере наиболее рациональным является оформление этих отношений в рамках некоторой научно-технической (инновационной) программы. Под такой программой понимается целевая программа, ориентированная на развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, продвижение в области научно-технического и технологического прогресса, освоение достижений науки и техники. К этому классу относятся программы, направленные на решение важнейших научно-технических проблем, освоение и широкомасштабное внедрение принципиально новых видов техники и технологий, комплексное осуществление крупных научно-технических проектов отраслевого и межотраслевого характера с охватом всего цикла «наука - техника - производство - применение».

Как правило, государственные органы курируют инновационную программу в целом, а в оперативное управление подпрограммы, каждая из которых посвящена решению достаточно частных специфических проблем, активно вовлекаются научно-исследовательские организации и вузы. Организационные формы управления партнерским проектом (например, специально создаваемый консорциум или децентрализованное сетевое взаимодействие) определяются его масштабом и направленностью. Партнерство в рамках такого рода программ выражается не только в долевом финансировании, но и совместном использовании информации, прав на объекты интеллектуальной собственности, результатов исследований и разработок, материальных активов, квалифицированного персонала.

Таким образом, суть государственно-частного партнерства в инновационной сфере состоит в согласовании интересов государства и бизнеса, а также координации их действий в процессе доведения научных результатов до инноваций. Оно возникает как формализованная кооперация государственных и частных структур, специально создаваемая для достижения определенных целей. К основным целям государства здесь следует отнести: привлечение финансовых средств из различных внебюджетных источников в приоритетные направления развития науки, техники и технологий, реализация которых позволит обеспечить модернизацию производства и повысить инновационную составляющую экономики; расширение и совершенствование взаимосвязей между субъектами инновационного процесса; стимулирование малого и среднего предпринимательства к инновационной деятельности.

Перейти на страницу:
1 2