Исследование феномена привлекательности труда

Обращаясь к толковым словарям, можно найти следующие определения привлекательности: «привлекательность - свойство по прилагательному привлекательный - заманчивость, очаровательность» [11, с. 188], «привлекательный-то, что привлекает, располагает к себе, нравится (отсюда сущ. Привлекательность)» [11, с. 223]. Психологический словарь дефиниций привлекательности не содержит. Можно видеть, что фактически, приведенные выше определения не раскрывают психологической сущности данного явления, однако, дают отправные точки для дальнейшего анализа. На наш взгляд, из приведенных выше определений следуют существенные заключения, на которые мы будем опираться при дальнейшем анализе данного феномена:

1. Существительное «привлекательность» образовано от прилагательного и, следовательно, является свойством объекта, который может быть охарактеризован как привлекательный. Эта идея позволяет трактовать привлекательность как явление, возникающее при взаимодействии с объектом и характеризующее его. В сущности, эта идея является ключевой в нашем понимании феномена привлекательность. Однако эта предварительная формулировка нуждается в дальнейшей разработке.

2. Привлекательность может быть рассмотрена как эмоционально - оценочное явление, возникающее у субъекта при взаимодействии с внешним стимулом.

Привлекательность как свойство объекта. В ряде зарубежных работ привлекательность трактуется как валентность (Ingram, Bellenger 1983, Schwab, 1973, Turban1992). В данных работах валентность используется как синоним привлекательности. В работах К. Левина (2000), включившего валентность в понятийный аппарат психологической науки, она трактуется как атрибут объекта: «Валентность - концептуальное свойство региона психологической среды» [27; с. 310], при этом важно, что данный регион содержит «целевой объект». Валентность, по Левину, возникает при взаимодействии субъекта с объектом и, не обладая мотивирующей силой, определяет оценку человеком того или иного региона: «Положительная валентность привлекает, отрицательная отталкивает». С позиции субъекта для возникновения валентности существенную роль играют потребности: «

Валентность координирована с потребностью… Потребности сообщают среде ценность».

Объект же для того, чтобы обладать положительной валентностью для субъекта, должен иметь определенные свойства, отвечающие потребностям субъекта. «Окружающий мир и составляющие его объекты приобретают валентность только благодаря потребностям человека» [27, с. 35]. И, с другой стороны, «нет потребности без предмета, способного ее удовлетворить». Определяя валентность, К. Левин подчеркивал эту неразрывную взаимосвязь между свойствами объекта и потребностями субъекта. Таким образом, привлекательность как валентность характеризуется тем, что возникает при взаимодействии субъекта с объектом, является свойством объекта, зависит от потребностей субъекта и отвечающих им свойств объекта. Это заключение уточняет наше понимание привлекательности.

Привлекательность как эмоциональное явление. Как эмоциональное явление привлекательность трактуется в работах А.А. Реана (1999), где привлекательность рассматривается как положительное эмоциональное отношение к объекту.

Привлекательность как эмоциональное явление, подразумевает носителя - субъекта и объект, наличие когнитивного компонента и собственно переживание, по определению относящееся к положительному полюсу. Помимо этого, привлекательность как эмоциональное явление имеет взаимосвязь с личностным смыслом, наличие противоположного полюса.

Как эмоциональное явление привлекательность относится к тому классу эмоциональных явлений, которые «составляют переживания, окрашивающие в образе среды сами предметы потребностей и превращающие их, тем самым, в мотивы» [8; с. 104]. Основная функция привлекательности - побудительная по отношению к тем или иным элементам организационной среды.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5