Процесс определения стратегических приоритетов управления предприятием в рыночных условиях

Деятельность практически любого предприятия в условиях рыночной экономики во многом предопределяется качеством выбора стратегических приоритетов управления. Напомним, что стратегический приоритет управления предприятием - объект, его состояние, взаимосвязи, функции и операции, направление развития и др., которые могут быть адаптированы к факторам внешней среды в соответствии с воздействием на него субъекта управления и имеют первенствующее положение для достижения поставленных перед ним целей на определенном этапе рыночных отношений. [12, c.139]

В результате, например, вместо традиционно используемого термина «комплекс маркетинга», по нашему мнению, следует использовать понятие «комплекс стратегических приоритетов маркетинга», предполагая разработку и реализацию данного комплекса в ходе использования маркетинга как концепции управления предприятием.

Аналогичные выводы можно сделать в отношении таких понятий, как «комплекс менеджмента» и «комплекс логистики», также используемых в литературных источниках.

На каждом этапе экономического развития рыночных отношений стратегические приоритеты развития предприятия трансформируются и оказывают воздействие друг на друга с разной степенью влияния, что существенно затрудняет поиск оптимального варианта использования имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов.

Анализ литературных источников показал, что до сих пор отсутствуют разработки, связанные с обоснованием стратегических приоритетов управления предприятием в рыночных условиях.

В результате проведенных исследований нами предлагается решение данной проблемы, схематично изображенное на рисунке 3.

Рис. 3. Процесс определения стратегических приоритетов управления предприятием.

Определение стратегических приоритетов управления предприятием, как следует из рисунка 3, следует начинать с исследования рынка.

Наиболее общей характеристикой любого рынка является его деление на рынок поставщика (спрос на продукцию и услуги превышает спрос на них) и рынок потребителя (предложение продукции и услуг на рынке превышает спрос на них).

Одновременно необходимо определить имеющиеся на рассматриваемом рынке потребности, которые могут быть однородными, разнородными и элитарными. Данная классификация напрямую связана:

s с ростом благосостояния потребителей;

s с постепенным насыщением рынка продукцией и услугами;

s с широкой дифференциацией запросов потребителей и др.

Наличие данной информации позволяет создать предпосылки для выявления возможности удовлетворения предприятием потребностей рынка с требуемым уровнем качества.

Очевидно, что данная проблема может быть решена либо собственными силами, либо с привлечением сторонних организаций.

Таким образом, формируются условия для выбора концепции управления предприятием. В соответствии с рисунком 3 такими концепциями могут быть концепции менеджмента, маркетинга и логистики.

Далее выделим основные отличия данных концепций (таблица 1).

Таблица 1.

Основные концепции управления предприятиями и последовательность их эволюции.

Концепция управления предприятием

Время возникновения

Приоритетная составляющая комплекса логистики

Тип логистической системы

Соотношение спроса и предложения

Менеджмент

Конец XIX века

Концентрация/ распределение

Концентрационно-распределительная микросистема

Спрос на продукцию и услуги превышает их предложение (акцент на удовлетворении однородных потребностей клиентов)

Маркетинг

50-е годы XX века

Распределение

Макросистема распределения продукции и услуг

Спрос на продукцию и услуги меньше, чем их предложение (акцент на удовлетворении разнообразных потребностей клиентов силами предприятия)

Логистика

80-е годы XX века

Концентрация

Концентрационно-распределительная макросистема

Спрос на продукцию и услуги меньше, чем их предложение (акцент на удовлетворении элитарных потребностей клиентов за счет интеграции с поставщиками)

Перейти на страницу:
1 2