Особенности аттестации сотрудников УВД Ульяновской области

Кроме того, как показал анонимный опрос сотрудников, само известие о предстоящей аттестации вызывает психологическое напряжение у персонала, люди волнуются, говорят об этом, словом, ведут себя иначе, чем до этого известия.

Далее остановимся на "служебной характеристике".

Для чиновников служебная характеристика включает описание области профессиональной деятельности специалиста и выполняемые им задачи в соответствии с должностными обязанностями.

Отдельный блок "служебной характеристики" представлен оценкой профессиональных способностей аттестуемого, среди которых выделены:

- профессиональные знания (знание законодательных актов, руководящих и нормативных документов, умение работать с документами, конкретные знания применительно к конкретной деятельности);

- профессиональные умения (устная и письменная речь, владение способами делового общения, педагогические, писательские, художественные и другие способности);

- стремление к продолжению образования (повышению квалификации).

В настоящее время "служебная характеристика" наполняется новым содержанием, включая оценки психологической готовности к деятельности по критериям:

- развития умственных способностей, куда входят уровень социально-перцептивной компетентности и гибкость мышления;

- формирования ценностных компонентов сознания, выраженных через готовность к ответственности;

- наличия управленческих качеств;

- физического состояния, включающего состояние здоровья в целом и способность выдерживать нагрузки.

Но, к сожалению, по нашему мнению, недостаточно раскрываются в характеристике такие параметры личности, как:

сообразительность (способность быстро и дифференцированно воспринимать существо дела);

мыслительные и оценочные способности (способность анализировать проблемы и делать выводы);

специальные знания (объем, широта и глубина специальных профессиональных знаний);

готовность к труду, проявляемая при выполнении задач, энергия и интенсивность (готовность к выполнению задач, не входящих в его компетенцию);

приспособляемость (способность приспосабливаться к новой ситуации или к новому подходу при решении задач);

организационные способности (способность к рациональному планированию и организации выполняемой работы);

личная инициатива (готовность и способность отыскивать проблемы по собственной инициативе);

способность принимать решения и претворять в жизнь (готовность отстаивать свои планы и намерения, несмотря на внешнее сопротивление);

умение вести переговоры (способность приспосабливаться к партнеру по переговорам и убедительно аргументировать свои мысли);

способность к выражению своих мыслей письменно (ясное изложение мыслей, устное изложение, краткое и ясное, яркий убедительный стиль, плавная речь);

стиль общения с начальником и подчиненными, с другими гражданами (отзывчивость, готовность помочь).

На наш взгляд, "служебная характеристика" государственного служащего не должна быть «формальной» и фиксировать только оценку профессиональных и деловых качеств аттестуемого, она должна быть «живой» и глубже раскрывать личностные особенности госслужащего, его потенциальные возможности и способности для карьерного роста.

Теперь перейдем к аттестационной процедуре. Эта процедура, как правило, неприятна для аттестуемого.

При этом традиционная и хорошо знакомая представителям старшего поколения аттестация государственных служащих была направлена в основном на решение административных вопросов. Сотрудники с помощью аттестации «подгонялись» под спущенное сверху штатное расписание, и, надо отдать должное старым испытанным методам, процедура была отработана и позволяла достичь ожидаемого эффекта.

В настоящее время особая роль в процедуре аттестации принадлежит качественному подбору и объективной работе аттестационной комиссии, в состав которой должны входить независимые эксперты, а также представители кадровой и юридическо-психологической службы профессионального органа. Такой состав аттестационной комиссии позволит обеспечить объективность мнений и защищенность самого аттестуемого.

Отметим также особую роль аттестационной комиссии при проведении аттестаций. В практике работы бывают случаи формального отношения руководителей подразделений к характеристике подчиненного. В этом случае аттестационная комиссия вправе возвратить аттестационный лист на доработку тому руководителю подразделения, который подошел не с полной долей ответственности к данной процедуре.

И, наконец, итоговой формой аттестации является решение аттестационной комиссии. По результатам аттестации члены аттестационной комиссии вправе внести на рассмотрение руководителя службы мотивированные рекомендации о повышении сотрудника в должности, присвоении ему очередного квалификационного разряда (классного чина, ранга), об изменении надбавки за особые условия службы (сложность, напряженность, специальный режим работы), о включении его в резерв на выдвижение на вышестоящую государственную должность, а также о принятии соответствующих мер по государственным служащим, признанным аттестационной комиссией не соответствующим замещаемой государственной должности.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7