Особенности американского менеджмента

Менеджер будущего должен быть ответственным, большой стратег, знаток технологии производства, компьютерной технологии, лидер-новатор, и его задачей является, кроме максимизации прибыли, повышение платежеспособного спроса населения, обогащение и развитие той социальной среды, в которой приходится работать.

Управляет концерном, контролирует оперативную деятельность его подразделений не совет директоров, а администрация - президент, вице-президент, управление.

С целью облегчить работу президента, увеличивают количество вице-президентов, которые осуществляют контроль по финансам, производству, отделениями и т.д.

Главой концерна считается председатель совета директоров, но наиболее важные решения принимаются дополнительными исполнительными комитетами.

В настоящее время при президенте организованы различные комитеты, обладающие совещательными правами, оказывающие существенное влияние на работу концерна. Советы при президенте уделяют много внимания долгосрочному планированию и внедрению новой техники.

Реорганизация органов управления имеет следующую технологию:

отход от принципа единоначалия. Единоначалие замещают коллегиальностью, т.е. руководство передают группам;

постепенное отделение функций планирования от оперативной работы.

Посредством децентрализации размежевали функции между высшими руководителями концерна и управляющими, которым поручили управлять заводами.

Функции по определению общих задач концерна, координация и контроль работы подразделений и управлению финансами сосредоточили в руках высших руководителей.

Применение ЭВМ и математические методы улучшили планирование, контроль и координацию.

Фирмы разрабатывают стратегические планы. Были созданы специальные плановые отделы для прогнозирования работы на 3-5 лет.

Проекты крупного строительства выдвигает высшее руководство, а планы капитального строительства утверждаются президентом и советом директоров.

Во всех фирмах управляющие имеют право расходовать по своему усмотрению лишь небольшие суммы.

Отделения и предприятия фирм не имеют собственных банковских счетов и не ведут с внешними организациями денежных расчетов.

Всеми денежными поступлениями и платежами ведает казначей концерна.

Сроки платежей и перспективы получения прибылей лежат на ответственности казначея.

Концерны ведут тщательный учет издержек производства не только конечной продукции, например, автомобиля, но и всех изготовляемых материалов, деталей, принадлежащих цехам, заводам и другим подразделениям. Концерны не только довольствуются анализам издержек производства, но и вводят внутрифирменные расчеты для выявления рентабельности или убыточности операций в своих отделениях, цехах, переведя их на ограниченный хозрасчет.

Введение внутрифирменных хозрасчетов позволил оценивать работу цехов, заводов и их управляющих, что служит основой децентрализованной системы управления. Там, где организован ограниченный хозрасчет по американской терминологии, называют создание «центров прибыли».

Цеха и отделения, оказывающие услуги, перед которыми не ставится задача получения прибыли, а стоимость услуг не поддается определению, рассматривают как «центры издержек».

С 50-ых годов в концернах преобладающим показателем становится норма прибыли, которая вычисляется по отношению к активам, выделенным отделениям.

Норму прибыли планируют для всех отделений с учетом специфических условий каждого отделения.

Большинство фирм США планирование осуществляют в двух видах стратегическое и текущее (годовое) планирование. Стратегическое планирование сроком от 3 до 10 лет осуществляет небольшая группа специалистов под руководством главы фирмы, при этом концентрируют внимание на разработке долгосрочных решений, принимаемых фирмой на основе экономического анализа рыночной ситуации.

Текущее годовое планирование основывается на показателях стратегического плана. В годовом плане детализируются планы производства и сбыт поквартально, помесячно, а также устанавливаются задания для низовых уровней фирмы. Разработка годового плана начинается с прогноза объема продаж товаров и услуг, после чего рассчитываются издержки производства и намечаемая прибыль.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5