Мифы в организационной культуре

Мифы существуют практически во всех организациях. Наряду с традициями компании, ее ценностями, правилами взаимоотношений между сотрудниками, привычным языком общения, мифы являются неотъемлемой частью корпоративной культуры организации. Некоторые из них заложены самим руководителем, но в подавляющем числе случаев представления компании о себе и окружающем мире складываются стихийно.

В результате, через несколько лет существования фирмы руководство обнаруживает, что в организации живут мифы, которые мешают развитию бизнеса. Возникает резонный вопрос: что с ними делать?

Корпоративная культура компании вообще слабо поддается коррекции, а мифы - особенно. Представления компании о самой себе формируются не один день, и в один день невозможно заставить людей думать по-другому. Борьба с мифами - дело неблагодарное и во многих случаях ненужное. Однако имеет смысл корректировать те заблуждения, которые тормозят развитие бизнеса. Если правильно спланировать организационные мероприятия и набраться терпения, то через некоторое время можно получить отдачу. Ниже приведем типичные мифы и представления, которые мешают организациям добиваться результатов в бизнесе.

Внутриорганизационная мифология может быть подразделена на внутреннюю (для сотрудников и со стороны сотрудников) и внешнюю (для деловых партнеров и потребителей и с их стороны).

Руководители организации в этом случае могут являться «мозговым центром», который стремится взять процесс внутриорганизационного мифотворчества под свой контроль.

Внутренняя мифология часто связана с какими-то обрядами. У многих современных организаций есть свой гимн, эмблема, назначение которых поддержка социально значимых отношений, ощущений, чувств, единства, солидарности. Умение использовать современные обряды одно из основных достоинств удачливого менеджера по персоналу.

Когда такая практика, введенная на одном из предприятий, подхватывается другими, а потом становится правилом для всех (то есть институционализируется), ее эффективность для управления сотрудниками конкретной организации может оказаться в целом ниже. Если сотрудник уже работал в другой организации, у которой был прекрасный гимн и красивая эмблема, но ему пришлось уволиться из-за сплетен и распрей, то на него трудно будет произвести впечатление гимном и эмблемами.

На фоне официальной мифологии существует неофициальная, которая давно открыта школой человеческих отношений. Этот «подводный мир» организации является объектом пристального внимания всех заинтересованных сторон. Новые мифы формулируются, а старые отрицаются, исходя из политических соображений и личных пристрастий, и затем быстро распространяются с помощью слухов.

Важно отметить, что сотрудники здесь оказываются не меньшими создателями мифов, чем их руководители.

Что касается внешней мифологии организации, то она функционирует по тем же правилам. Маркетологи создают один образ фирмы (формальный), деловые партнеры и потребители - другой. В силу этого внешняя и внутренняя мифология обуславливают друг друга.

Один из авторов пишет [4, с.58]: «Однажды, присутствуя на совещании у своих клиентов, я стала свидетелем следующей сцены. Продавцы обсуждали, что происходит на их рынке. Обсуждение шло активно, пока кто-то не задал вопрос: "А кто наши конкуренты?" На несколько секунд повисла тишина - и потом сразу с нескольких мест начали раздаваться реплики: "А у нас нет конкурентов!" Поскольку я знала, что компания находится в жесткой конкурентной ситуации, то позволила себе усомниться: "Как?! Вы и по товару ни с кем не конкурируете? И за клиентов не боретесь?!" Сотрудники компании с достоинством и апломбом ответили: "Да. Мы уникальные, и конкурентов у нас нет". Продавцам были приведены вполне убедительные примеры, когда точно такой же товар, с которым работают они, конкуренты предлагали их же клиентам. Однако все попытки повернуть продавцов лицом к реальной проблеме оказались безрезультатными и вызвали только неприязненные взгляды. С тех пор фразу "У нас нет конкурентов" не раз приходилось слышать в совершенно разных компаниях. По всей видимости, этот миф помогает организации не бояться окружающего мира: мы не видим конкурентов, значит, их нет».

Перейти на страницу:
1 2 3 4