Мифы в организационной культуре

Если вы считаете свою компанию уникальной, то вы совершенно правы: действительно, точно такой же компании, как ваша, больше нет, и своей неповторимостью можно законно гордиться. Если же у вашего предприятия ко всему прочему имеется свой уникальный продукт, то это, безусловно, позволит ослабить конкуренцию. Но только ослабить. Избежать соперничества на рынке полностью вам в любом случае не удастся.

Миф об отсутствии конкурентов рождается там, где нет объективной информации о рынке. И развенчать его можно с помощью нехитрого опроса клиентов - они сами расскажут, кто является вашими конкурентами. При этом имеет смысл выделить различные параметры конкуренции: по товарным категориям, по клиентским нишам, по товарам-заменителям, по технологическим инновациям и т. д. Чем более подробные параметры для анализа будут выбраны, тем проще будет понять сотрудникам, с кем приходится им конкурировать и за что.

Еще одно часто встречающееся заблуждение в компаниях формулируется примерно так: "На рынке всего два таких специалиста, и оба работают в нашей компании". Это разновидность предыдущего мифа. Но, в отличие от мифа про отсутствие конкурентов, этот миф призван подкреплять веру в незаменимость "своих" сотрудников и уникальность их профессионального опыта. Обычно он создается старыми сотрудниками для того, чтобы обезопасить себя от появления более сильных новичков - претендентов на их позиции.

Реально предложение на рынке труда развивается ничуть не медленнее вашего бизнеса: на смену самоучкам приходят профессионалы, получившие менеджерское образование в Париже, Лондоне или Брюсселе. Как правило, даже новые бизнес-задачи не являются уникальными: идеи носятся в воздухе, и всегда найдется организация, в которой пытаются решать "вашу" задачу. Многие организации специально обучают своих сотрудников в преддверии решения новых задач. А значит, если не сейчас, то скоро появится человек, в чьем багаже будет такой опыт. Развенчать миф можно, если узнать конкурентов в лицо, посещая конференции, знакомясь с сотрудниками других игроков рынка, изучая кадровую политику компаний (она часто описана на сайтах организаций).

Очень популярен и миф о равенстве всех сотрудников в компании: "У нас в организации все равны". Часто равенство между руководителем и подчиненными преподносится как отличительная особенность организации, дескать, "у нас не как у всех". На самом деле это типичная ситуация, в основе которой лежит заблуждение.

Распространено оно чаще всего в организациях, где руководители и подчиненные связаны между собой дружескими или родственными отношениями. Руководителю в такой ситуации сложно установить субординацию, отдавать четкие распоряжения своим друзьям и добиваться такого же четкого выполнения поставленных задач.

А подчиненные, также понимая несовершенство ситуации, в качестве ее объяснения используют миф о равенстве. Если вы осознали, что в компании существует этот миф и ситуация вас не устраивает, то начать изменения лучше всего с самого себя: ввести регулярную отчетность своих подчиненных и разработать санкции за их выполнение или невыполнение. Самое трудное в этом деле - проводить свою линию, руководить так, как запланировано, невзирая на обиды родственников и друзей.

Нередко руководители компаний хвастливо заявляют: "У нас выстроены все процессы".

Но, как правило, в компании есть не выстроенные, а описанные процессы, должностные инструкции, положения об отделах и т. д. Насколько эффективно они работают - это отдельный вопрос. В последнее время часто приходится сталкиваться с организациями, где все прописано и расписано, но бизнес тем не менее почему-то не развивается. Дело в том, что для развивающегося бизнеса важны не правильные инструкции, а люди, чувствующие необходимость изменений, готовые внедрять и доводить их до бизнес-результатов.

Перейти на страницу:
1 2 3 4