Проблема власти в организации

Тема власти была актуальна всегда. Обладать властью - значит уметь оказывать влияние на людей, изменять их поведение и отношение человека и группы. У одних людей власти много, а у других мало. Люди борются сначала за то, чтобы приобрести власть, а затем еще более яростно за то, чтобы ее удержать. Считаться с этим приходится и руководителям, и подчиненным. Многим кажется, что обладание властью - это прерогатива только руководителя, которая подразумевает возможность навязывать свою волю независимо от чувств, желаний и способностей подчиненного. Однако, сейчас признается, что влияние и власть в равной степени зависят от личности, на которую оказывается давление, от ситуации, способностей руководителя и от того, какие цели стремится достичь организация.

Власть и коммуникации принадлежат к такому универсальному роду отношений между людьми организации, которые действуют и воспроизводятся в организации повсеместно, и сами по себе представляют процессы, неизменно протекающие в любой организации. Они и взаимосвязаны и разделены одновременно.

Являясь двумя сторонами одной медали, эти процессы определяют динамику организационного поведения. Активность субъектов организации протекает под воздействием двух полей: силового и информационного. Силовое поле определяется властными структурами организации, властью и подчинением. Оно вызывает активность субъектов “механически”, действуя по отношению к ним как бы извне.

Информационное поле определяется коммуникативными структурами (сетями). Оно стимулирует активность субъектов организации изнутри. Внутренним фактором влияния выступают не угрозы санкций, экономическая выгода или угроза остракизма, а ценная, полезная информация, побуждающая к рациональным действиям. Разумеется, вес коммуникативного фактора возрастает в тех организациях, где у работников имеются ярко выраженные профессиональные интересы. Для деловая и специальная информация имеет реальную ценность.

Проявления власти и коммуникации в организации настолько многообразны, что их понимание требует определенной методологии. Поэтому их следует рассматривать под тремя углами зрения: как “качества”, “действия” и “отношения”, формальные и неформальные.