Анализ государственного финансирования

Исходя из этого, можно выделить современные тенденции развития программ в ведущих зарубежных странах:

- Дальнейшее наращивание государственных инвестиций в приоритетные направления инновационной деятельности;

- Повышение экономической отдачи от инвестированных средств за счет стимулирования внутреннего спроса на высокотехнологичную продукцию;

- Принятие мер по стимулированию инновационной активности малого и среднего бизнеса с помощью косвенных методов регулирования инновационной деятельности.

- Особое внимание уделяется подготовке квалифицированных научных кадров - главной производительной силы в инновационной экономике.

Хотелось бы отметить, что наращивание государственных инвестиций целесообразно только при соблюдении определенных условий:

- Если они не только самоокупаются, но и обеспечивают надлежащее поступление средств в бюджет;

- Соответствуют заданным критериям выбора инвестиционных проектов, которые могут быть обусловлены политическими и экономическими соображениями;

- Имеют целевое назначение и обеспечивают выполнение задач по стимулированию именно тех направлений развития секторов экономики, которые отвечают интересам общества.

Однако, инвестиции государства не могут полностью обеспечивать финансирование инновационных программ. Именно поэтому в программах по развитию инноваций в ведущих странах мира в настоящее время и в ближайшем будущем предусмотрены значительные меры, направленные на стимулирование инновационной активности бизнеса.

Мировая практика показывает, что именно бизнес-структуры играют ключевую роль в разработке и внедрении инноваций. Доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на НИР превышает 65%, а в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приближается к 70% (см. рисунок 2.3) [21].

Рис. 2.3. Источники финансирования НИОКР в России и за рубежом, % от общих затрат на НИОКР

Большая часть государственных расходов характерна для развивающихся стран, а большая доля расходов частных компаний - для развитых. Пока страна развивается - бизнес активно растет и развивается, ему некогда и незачем вводить инновации (основная задача - приспособиться к изменяющимся условиям, и в лучшем случае - перенять опыт бизнесов из других стран). В таких условиях инновациями может заниматься только государство. Когда же страна достигает определенного уровня развития, условия для бизнеса стабилизируются, а продукция компаний достигает такого уровня, что для дальнейшего совершенствования своей продукции, этим компаниям необходимо проводить исследования. Из-за этого, доля ИиР в частных компаниях значительно возрастает, а уровень государственных расходов снижается, либо остается на неизменном уровне.

Хочется также отметить, что важной проблемой стран, в которых роль государственного финансирования по-прежнему очень высока, является имитационный характер инновационной системы, ориентированной на заимствование готовых технологий, а не на создание собственных прорывных инноваций. Эти страны (включая и Россию) имеют маленькую долю передовых компаний-инноваторов - их доля лишь 16% по сравнению с 35% в Японии и Германии, 41-43% в Бельгии, Франции, Австрии, 51-55% в Дании и Финляндии.

Эту тенденцию подтверждает и масштабы затрат на НИОКР в зарубежных странах. Так доля ВВП Китая, направляемая на НИОКР составляет 1,43% , 2,3% в странах ОЭСР, 2,77% ВВП в США, 3,44% ВВП в Японии (см. рисунок 2.4).

Рис. 2.4. Масштабы затрат на НИОКР по странам, % от ВВП

В среднем зарубежные страны тратят на НИОКР от 2 до 3% ВВП. У лидеров, таких как Япония, США, Корея эти показатели выше. Таким образов четко видна тенденция ведущих зарубежных стран, которые направляют значительный объем средств на НИОКР к развитию бизнеса - как источника финансирования инновационной деятельности.

Япония - один из лидеров по выделению средств на НИОКР, существенно расширяет финансирование собственных НИОКР, и особенно - в области фундаментальных исследований. Характерной особенностью японской системы управления инновационной политикой является наличие развитых горизонтальных связей, что обеспечивает широкое участие всех государственных и частных организаций, заинтересованных в формировании государственной экономической политики путем ее всестороннего обсуждения.

Принципиальным отличием японского планирования НИОКР от американского является наличие механизма оценки эффективности планирования и прогнозирования. Государственное финансирование НИОКР оказывает существенное воздействие на частные промышленные фирмы, так как они являются главными исполнителями НИОКР, финансируемых государством.

В США на их долю приходится 54% научно-исследовательских работ, на долю государственных лабораторий - 26%, и на долю университетов и колледжей - 20%.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6